воскресенье, 10 июля 2016 г.

Zen and the Art of Stand-Up Comedy (Chapter Two) - 19

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ПЕРСОНАЖ

Твоя сценическая персона - это волшебный клей. Она наделяет смыслом все твои шутки, дает им контекст, почву для роста и точку зрения, от которой можно оттолкнуться. Если твой материал отвечает на вопрос “Что?”, то твоя подача - на вопрос “Как?”, твой тайминг - “Когда?”, а твой образ - “Кто?”.
Твой образ также помогает сохранять контакт между твоим материалом и твоей аудиторией. Одолжу цитату у Маршалла Маклюэна, если твои шутки - это послания, то ты - это медиум. Равно как и наоборот, твой персонаж может быть посланием, а шутки медиумами. Чтобы не запутать вас, скажу так. Идеально, когда образ комика и его материал ясно взаимодополняют друг друга. По сути, образ и материал - это просто разные точки зрения на одну и ту же вещь. В частности, на подачу комика.



Чем отличаются комик от автора?

Стендап-комедия является одной из разновидностью обычного театра. Общее с традиционным актерством здесь в том, что есть сценарий, и актер должен запомнить его и убедительно исполнить. Но спектр эмоции, которые встречаются в обычном стендап-шоу, по набюдениям как комиков, так и зрителей, гораздо уже, чем спектр обычного актера. Актерская игра использует что угодно, от любви и ужаса до печали и чувства мести. Задача стендапа строгая - получать смех. Да, комик может неплохо владеть важными и глубокими мотивами, но, в итоге, его воодушевление не имеет особого значения, люди ходят в камедиклабы за выпивкой и весельем. Хотя многие лучшие стендап-комики отличные актеры, их подача наполнена вдохновляющей энергией и подкреплены отличным чувством сцены.
Большинство различии между актерской игрой и стендапом кроются не столько в стиле подачи, сколько в обстоятельствах, в которых происходит выступление. В театре люди трезвые и сохраняют относительную тишину, в камедиклабах люди пьют, курят, заказывают еду и общаются, часто даже во время выступления. Зрители в театре платят больше за билет, чем постояльцы в барах. И хотя и стендап-шоу, и театральная постановка длятся около двух часов, в театре зритель ожидает увидеть нескольких актеров, работающих сообща, а в баре - нескольких выступающих, работающих только на себя. Все это значительно влияет на отношение к творчеству и непосредственно самим исполнителям.
Еще одно значительное отличие: люди не относятся к выступающим со стендапом, как к актерам. Хотя актеры и стремятся играть свежо, реалистично и спонтанно, зрители в курсе, что есть сценарии, которого актеры дословно придерживаются. Но к стендап-комикам, иногда настолько “неспонтанными”, насколько они являются, относятся, как к более хаотичным личностям, нежели актеры. Ходит заблуждение, что “стендап - это максимально приближенная к экспромту передача мыслей комика”, и это крайне крепкое и сильное заблуждение.
Множество профессиональных стендап-комиков регулярно вносят коррективы в своих сетах, и часто делают ремарки на лету, но большинство их мыслей действительно очень четко заскриптованно. На самом деле, комики не сильно отличаются от актеров, играющих комиков.

Увеличительное стекло или телескоп?

Большинство комиков - увеличительные стекла, меньшинство - телескопы. Один из самых распространенных стилей современной стендап-комедии - это “комедия наблюдений”. Комик берет повседневный опыт, с которым многие могут соотнести свой (например, про поход в прачечную) и, с помощью своего восприятия, находит в ней смешное. Такой комик - увеличительное стекло, внимательно рассматривает нашу повседневную жизнь и говорит, что же он видит. Но каким бы ни был популярным этот подход к стендапу, он не единственный.
Другой стиль, который встречается значительно реже - это стиль телескопа. Такой подход предполагает шутки, основанные не на обыденном опыте, а на индивидуальных фантазиях комика, на его собственном мирке (например, “свадьба с кенгуру”). Комики делятся со зрителями описанием вещей, которые они не переживают (хотя они и могут иметь общие параллели с их опытом), и, таким образом, выступает телескопом, показывающим отдаленные и странные места.
Конечно же, оба этих подхода требуют мастерства и опыта, но мне кажется, что стиль увеличительного стекла гораздо понятнее для рынка Северной Америки, нежели стиль телескопа. Будучи лупой, материал комика работает прямо с повседневностью зрителя и тешит его эгоистичную и самовлюбленную натуру. Такой материал также направлен и на повседневность комика, и такой материал проще подать так, чтобы он выглядел живым.
Наоборот, телескоп требует от зрителя использовать воображение, а не только память, ведь комик говорит о том, с чем зритель не сталкивался. От комика тоже недостаточно просто положиться на житейскую мудрость, ему необходимо использовать свое воображение по максимуму и растягивать рамки настолько, насколько он это может.
Оба этих подхода имеют свое обаяние. Комик-лупа напоминает нам о том, какой забавный мир нас окружает. И говоря про опыт, который разделяем мы все, он словно магическим образом напоминает о том, как мы похожи друг на друга и соединяет нас. Комик-телескоп бросает вызов нашему воображению, просит подумать не о том, как обстоят дела вокруг, а о том, как они могли бы обстоять.

Почему просто не быть собой?


Персонажи интересны, когда страстно верят в то, что говорят.
Мартин Шорт.

Я слышал, как многие опытные комики говорят новичкам: “Просто будь собой”. В целом, я верю, что это неплохой совет, но говорить такое новичку, как сказать ученику автошколы “Просто не врезайся в другие машины”. Не столько потому, что это очевидно, сколько это не может помочь и не содержит никаких конкретных советов. Начинающий выступать может сам не иметь четкого понятия, кем он на самом деле является. Знание того, кем ты являешься - не такое простое качество, не говоря о знании того, как это использовать на сцене.
Всеми способами постарайся сконцентрироваться на своем собственном чувстве юмора и не пытайся пробовать материал, который не совсем идет твоей персоне. Но “быть смешным в повседневной жизни” очень отличается от “быть смешным на сцене”. Самые успешные комики обычно исполняют персонажей, у которых есть два качества: они реальные и преувеличенные. Почти парадокс, но не совсем. Представь, если хочешь, пирог, разрезанный на восемь кусков, и каждый кусочек представляет собой доминантную черту твоей личности (подозрительный, задумчивый, стеснительный, громкий и пр.). Так вот, успешные комики стремятся сконцентрироваться на одном или двух кусочках своего пирога и преувеличить их влияние на реальную жизнь. Таким способом они берут энергию из реальных своих свойств и в то же время представляют глубоко артистичного и сильного на сцене персонажа.
Относись к этому так. “Сыграть что-то” значит “Представить что-то”. Чье что-то? Что-то себя. Многие актеры считают, что могут оценивать персонажа только в том случае, если ощущают, что они могут сопоставить и сравнить роль с собой. Соотносить себя с чем-либо - это один из способов сообщить, что меду тобой и этим чем-то есть что-то общее.
Поэтому будь собой на сцене, но будь приятным, уязвимым, особенным, вовлекающим, интересным, могучим, и в первую очередь СМЕШНЫМ собой.

“Приятность” и уязвимость.

Дзен - это иметь сердце и душу маленького ребенка.
-Такуан

Когда дело заходит о сценическом образе, стоит учитывать множество мелочей, но, без сомнения, два самых главных качества, к которым ты должен стремиться - это “приятность” и уязвимость. Если ты сможешь достичь владения этими качествами, большинство времени у тебя не возникнет проблем на пути превращения в успешного стендап-комика. Важность этих качеств невозможно переоценить.
Есть такая старая фраза в шоубизнесе: “Если ты им нравишься, ты не можешь совершить ошибку. Но если нет… Что ж, удачи.”. По моему опыту, это является безоговорочной, даже пугающей правдой. Нет ничего мощнее толпы, которой ты нравишься. Они простят тебе больше ошибок, дадут больше времени, прежде чем они начнут скучать, и будут смеяться еще сильнее, когда ты смешной. Если ты понравился зрителям, они будут более отзывчивы, терпеливы и внимательны по отношению к тебе. Но если ты скажешь или сделаешь что-то, что вызовет у них отвращение к тебе, особенно если ты сделаешь это в начале своего сета… Что ж, удачи. Удивительно, с какой скоростью аудитория может охладеть к выступающему.
Как можно понравиться зрителям? Начни с уважения и беспокойства за их чувства и мысли. Аудитория чувствует такие вещи. Да, иногда им нравится, когда им “взъерошивают волосы”, когда комик делает вид, что ему все равно, как и когда их любимчики жестоки по отношению друг к другу. Но если они на секунду задумаются, что ты не имитируешь неприязнь, то сразу ополчатся против тебя.
Еще одна хитрость - это улыбка. Звучит очевидно, но сходи на открытый микрофон и просто посмотри, сколько комиков не могут это сделать. Если тебе нужно выдавливать улыбку, то даже не пытайся. Зрители также очень хорошо ощущают неискренность, так что если для тебя естественно выглядеть хмуро, будь хмурым. В конце концов, если ты не можешь искренне поблагодарить улыбкой людей, которые заплатили за то, чтобы увидеть тебя, тебе стоит поискать другую работу.
Зрители стремятся уважать и поддерживать тех, кто уважает и поддерживает их в ответ. Здесь в дело вступает уязвимость. Аудитории нужно верить, что у них есть определенное воздействие на комика. Что они не просто “очередной зал”. Но чтобы они в это смогли поверить, тебе нужно выглядеть открытым или, что еще лучше, в некотором роде хрупким. Хотя и незаметно, но атмосфера ранимости содержит в себе ощущения искренности и чувственности. Качества, которые могут значительно укрепить имидж выступающего в глазах аудитории. Когда зрители и артист встречаются, это похоже на соблазнение. Артист может подцепить только тот зал, который этого хочет.

Интеллект

Глупые люди пытаются выглядеть очень умными. Умные люди принижают свой интеллект.
-Вуди Аллен.

Хоть комедийное остроумие не является тем же, чем является интеллект в целом, но однозначно является сильным показателем наличия интеллекта. Может быть по этой причине зрители ожидают видеть умных и мудрых, а не только смешных комиков. Но как и везде, на сцене есть способы продемонстрировать свой ум, которые будут работать на тебя, и способы, которые будут оборачиваться против тебя.
Каждый раз, когда ты рассматриваешь очередное отношение или подход к своему выступлению, задавай себе не только вопрос “Будет ли это смешно?”, но и “Сблизит ли это меня и зрителей?”. Они всегда ответят на первый вопрос тишиной или смехом, а вот построить доверительную связь - дело гораздо более сложное и непонятное.
Именно поэтому проявление интеллекта на сцене - такая интригующая вещь. Зрители примут и поймут твои вспышки просветления, если они не будут кричать о том, что ты лучше, умнее и выше их. Если они задумаются об этом даже на миг, они быстро остынут к тебе, или даже станут воспринимать тебя враждебно. Именно такие комики в самом прямом смысле рождают хеклеров.
Так что всеми способами развивай свое остроумие, но старайся при этом не использовать его грубо и не получать от него слишком много удовольствия. Даже мимолетная скромность может стать хорошим подспорьем. На мой взгляд, проявить остроумие в косвенным и вооразительным способом гораздо сложнее, чем очевидным “зацените, какой я умный” путем. И смотреть на такое проявление ума обычно интереснее.


Энергетика

Поступок стоит тысячи слов.
-Санфорд Мейзнер

Стендап основан на обмене энергетикой. Энергетика, которую ты отдаешь толпе, и которую получаешь от нее в ответ. Значение твоих слов не только в их смысле, но и в том, какую энергию они переносят. Что уж говорить о том, что твои действия, то, как ты стоишь и двигаешься на сцене еще более важны.
Неудивительно, что чем ярче и богаче твой арсенал жестов и движении, и чем понятнее они представляют твой образ, тем более запоминающимся он будет. Люди реагируют на живое, и что обращается к ним или к их жизням. Теоретики от мира искусства полагают, что чем ярче и оживленнее выглядит произведение, тем больший отклик оно обычно получает от зрителей. Всегда стоит ставить себе цель наполнить свой образ реальной энергией, чтобы в идеале он был похож на жизненный, но с преувеличением.


Оригинальность


К сожалению, ассоциации по отношению к слову “оригинальность” негативны. Когда люди описывают что-то оригинальным, они признают, что это что-то свежее и интересное, но при этом имеет мало ценности и не несет никаких посылов. Я считаю, что это плохо. Возможно, оригинальности без содержания, оригинальности ради оригинальности стоит избегать. Но если ко всем прочим характеристикам твоего образа можно добавить оригинальность - это только к лучшему.
Применимо к твоему образу (да и не только к образу, это применимо везде), оригинальности можно достичь разными способами. Ты можешь сделать что-либо:
  1. Старое по-старому
  2. Старое по-новому
  3. Новое по-старому
  4. Новое по-новому
Давай для примера возьмем песни. Можно спеть старую песню в старом стиле. Люди могут подумать, что это неоригинально, слишком прямолинейно и откровенно скучно. Или ты можешь спеть эту же песню другим, новым способом. Так как это старая песня, люди смогут соотнести себя с ней, возможно даже поймать нотку ностальгии, но так как ты исполняешь ее по-своему, они заинтересуются этим. Или ты можешь спеть новую песню в старом стиле. Опять же, люди смогут насладиться твоей манерой исполнения, и, поскольку этой песни они не слышали, заинтересуются в ней. И наконец, ты можешь спеть новую песню новым способом. Этот способ одновременно и самый сложный и, с точки зрения коммуникации, самый рискованный. Людей можно заинтриговать, но у них нет ничего, за что можно зацепиться и соотнести с собой. Зачастую, если человек считает что-то слишком сложным, он предпочтет не заморачиваться с этим. И даже если ты делаешь что-то чудесное, может даже гениальное, они не будут слушать, а следовательно ты не сможешь ничего донести до них.
Часто в попытка привнести оригинальности комики хотят найти свою “фишку”, что-то в своем виде, персонаже или позиции, что одновременно будет особенным и коммерчески перспективным. Но как правило это не то, что можно силой превратить в реальность. Обычно такая “фишка”, в которую можно поверить и которая будет стабильной, появляется с годами и является следствием естественного развития своего образа.

Уникальность против мейнстрима

Мы живем, чтобы пережить наши парадоксы
-The Tragically Hip

Это - самая настоящая классика. Проблема отношении артист/маркетинг. Два диаметрально противополжных полюса, каждый из которых настолько важен, что вместе могут разорвать комика на части. И как бы ты ни определился со своей позицией, это все равно будет иметь значительное влияние на каждый аспект твоего труда: твой материал, образ, подача и что угодно еще.
Проблема в чем. Чем более необычен и нестандартен твой подход к стендапу, тем более запоминающимся и выделяющимся ты будешь. Но чем сильнее ты выделяешься, тем сильнее ты будешь в это зажат, тем более трудным для понимания будет твой акт, тем больше дверей будут для тебя закрыты. Например, если ты всегда выходишь на сцену голым, можно поклясться Богом, что тебя запомнили все. Но я подозреваю, что единственной твоей аудиторией будет нудистский пляж. Отличительный, но ограниченный подход.
Но в попытках угодить сразу всем, кому только возможно, ты выйдешь на наиболее распространенный подход к стендапу. Так вполне можно превратиться в совершенно неоригинального и невзрачного комика. Заранее извини, но я не знаю точной черты между этими двумя гранями. Определенно точно тебе стоит задать себе этот вопрос и найти свои собственные ответы на него.

Точка зрения

Простым языком, точка зрения - это то, как кто-то смотрит на что-то. В данном случае, этот “кто-то” - это твой персонаж, а “что-то” - это мир вокруг него/нее. Какое у него отношение к политике? Еде? Какой у него любимый фильм? Чтобы ответить на такие относительно специфичные вопросы, нужно задать более обобщенные вопросы.Твой персонаж - он действительно умный или немного туповат? Хорошо ли у него с языком, или он груб? Чем больше ты знаешь о своем образе, тем живее он будет выглядеть на сцене, даже если ты не собираешься опираться на эту информацию в своих шутках. Наличие четкого понимания о том, каков твой образ будет огромным подспорьем в создании устойчивой точки зрения. А устойчивость фатально важна, чтобы твой образ выглядел честно на протяжении всего выступления.

Факты и чувства

Мы не должны превращать разум в бога. Конечно, у него мощные мускулы, но нет личности.
-Альберт Эйнштейн

Одна из составляющих устойчивого образа - это информация, которую содержит твой материал. Если ты расскажешь шутки про то, как несколько месяцев встречался с девушкой, а через минуту расскажешь шутку о том, что у тебя не было девушки уже несколько лет, ты серьезно запутаешь своих зрителей. Шутки должны состыковываться друг с другом и отображать одну и ту же реальность.
Но еще более важная часть этого аспекта - это стабильность в том, какими эмоциями персонаж реагирует на спектр событии. Если в один момент по отношению к женщинам он стеснителен и застенчив, а в другой - спокоен и уверен, то незаметно для всех доверие к твоему образу разрушится. Отследить за тем, какую информацию ты доносишь в шутках гораздо проще, чем какие эмоции, но я считаю, что именно эмоции должны задавать тон выступлению в целом.

Ключевые слова и кэтч-фразы

Пшелянафиг!
-Родни Дэнжерфилд

Одной простой фразой Дэнжерфилд создал свой образ. Фраза, на которой сфокусированы и он, и зрители, и, по сути, через нее и воспринимается его комедия. Неважно, дошел ли ты до такой кэтч-фразы для себя, чтобы говорить ее снова и снова, но стоит держать в уме пару слов, на которые можно ориентироваться. Это поможет тебе войти в образ еще до того, как ты выйдешь на сцену. Подумай о таких словах, которые могут быть основой твоего образа, или даже о таких, за которые тебя могут запомнить. Вспоминая некоторых комиков, на ум приходят слова напряженный, болтун, занудный, веселый, депрессивный, эмоциональный. Найди такие слова, которые лучше всего отображают твоего персонажа и следуй за ними, словно за светом фонаря в тумане.

Материал, основанный на образе

Есть много шуток, которые может рассказать каждый и получить свою порцию смеха. Обычно это происходит потому, что шутки: (1) простые, и (2) отсылаются на распространенный опыт и знания. В этих шутках нет ничего плохого. Вообще, они являются самыми надежными из всех. Но они отличаются от шуток из образа, которые в прямом смысле требуют видеть исполнителя под определенным углом. Например, Милтон Берл прославился тем, что носил платье на сцене. Это стало неотъемлемой частью его образа. Сейчас, если комик выходит на сцену в костюме, зрители либо не знают, что об этом подумать, либо будут думать, что сейчас будет что-то в стиле Берла.
Когда у тебя появится четкий образ, приложить остальные инструменты искусства стендапа станет проще. В идеале, твои шутки, твой стиль и даже твой промо-материал должны быть визитной карточкой твоего образа и твоего комедийного взгляда. И когда этот образ появится, ты заметишь, как начнешь писать материал специально для этого образа. Можешь представить, что твой персонаж - это рамка, а все, что ты делаешь и говоришь - это картина. Образ определяет, объясняет и буквально наполняет смыслом твой материал, особенно для твоих зрителей.
Если хочешь, можешь представить, что первые пару минут твоего выступления твой материал знакомит публику со взглядом на мир через призму твоего персонажа. Поэтому ты должен тщательно выбирать материал для начала, поскольку он будет определяющим. После этого зрители принимают этот взгляд и присоединяются к нему, и далее им будет комфортно воспринимать твою позицию в течение всего остального выступления.
С одной стороны, это может немного ограничивать тебя. После пяти минут шуток про то, как ты любишь детей, зрители могут растеряться от идеи, как неплохо было бы использовать ребенка в качестве раба на твоей работе. Они настроились на определенную позицию и могут сопротивляться ее резкой смене на противоположную. Но с другой стороны, после знакомства и сближения зрителей с твоим образом, ты можешь отправиться в настоящее путешествие, исследовать возможности и просто получить удовольствие.

Проверка на воровство

Такая мысль. “Вероятность, с которой другой комик может рассказать твой материал и все еще получать отклик - это степень безличности и неоригинальности твоего материала”. Задумайся об этом на миг. Определенно, у каждого комика, которого ты видел, будут шутки, которые может рассказать кто-то другой. В целом, это признак хорошей шутки. Но в основном, шутки, за которые комик получает славу - это те шутки, которые не сможет рассказать никто, кроме него. Эти шутки или подходят только его/ее образу, или именно этот образ хорошо подходит для подобных шуток. У множества популярных комиков есть биты, которые будучи рассказанные кем-то другим будут выглядеть неорганично или откровенно глупо. В этом и есть волшебство материала из образа.

Простота и ясность

Не занимайся ничем, пока что-то не заставит тебя заниматься этим.
-Санфорд Мейзнер

В одной старой байке мужчина пришел в магазин, чтобы купить поварешку. Их было множество, но он остановился на трех. На двух из них были причудливые узоры на ручках, третья же была совершенно простой и недекорированной. Затем, мужчина спросил, сколько они стоят. И был шокирован тем, что простая стоит почти вдвое дороже. Продавец сказал “Видите ли, простая поварешка должна быть высочайшего качества и мастерской работы, потому что, в отличие от вычурных поварешек, на ней негде спрятать ее недостатки”.
Работая над своим образом, или над какой-либо другой важной штуке в стендапе, очень просто сделать вещи запутаннее, чем они есть. Оставаться простым - вот в чем сложность. Но мы там, где мы есть, и не стоит закрывать на это глаза. Как и в любом другом искусстве, новичкам свойственно запутывать вещи там, где это ни к чему. Между их эго и стеной непонимания сложные и запутанные метафоры - словно защитная стена, так как они, будучи новичками, часто и регулярно терпят провалы. Но если ознакомиться с трудами признанных мастеров, идея простоты почти всегда будет лежать на поверхности.
Простота - это нелегко. Делать все простым и понятным и делать все искусственным и глупым - это разные вещи. Упрощение требует большого объема работы и много ума. Очистить все от лишнего и ненужного. Но если посвящать этому время, у тебя может получиться. Просто задавай себе вопросы. Зачем я это сделал? Это действительно важно? Это необходимо? Зачем это? Помни, что если сомневаешься, то лучше избавиться от этого.

Вовлеченность

Вкладывайся сердцем, мыслями, умом и душой даже в самые мелкие свои дела. Это - секрет успеха.
-Свами Шивананда

Как писал Шекспир: “полумеры не стоят ни гроша”. Это особенно так в комедии. Ты получишь ровно такой отклик от своего образа и действии, сколько ты вложил в это. Очень простая правда. Делай то, что ты делаешь не всеми усилиями, и ровно столько же ты получишь в ответ от зрителей. Вообще, я считаю эту идею настолько важной, что часто задумываюсь, что неважно, что артист делает на сцене или как он делает то, что он делает, важно то, какую часть себя он в это вложил. Сходи на парочку комедийных шоу, и ты заметишь, что те, кто честно вкладывается всей душой почти всегда успешнее тех, кто ленится. Не стоит заблуждаться, материал очень важен. Но твои усердия так же важны. На сцене, будь сфокусирован на своем образе. Не думай ни о чем другом. И постарайся не беспокоиться и не испугаться. Бесстрашно отдайся целиком через свой образ своему зрителю. Будь в этом моменте для них и ни для кого другого, и твой зритель ответит тебе взаимностью.

Одежда

Несколько лет назад я разговаривал с одним начинающим комиком перед тем, как он должен был выступать. Он говорил о своих мыслях о том, как его одежда может поддерживать его образ. Потом он спросил, что я думаю о его ботинках, и я ответил: “Если они обратят на них внимание, ты несмешной”. Я все еще считаю истинным это несколько невежливое мнение, особенно если учесть, что 95% зала будет видеть тебя только выше пояса. Но также я согласен с высказыванием канадского комика Ронни Эдвадрдс  “Внешность должна отражать содержание”.
Как музыка можешь настроить тон или передать какое-то сообщение, так и твой внешний вид может влиять на зрителя. Стив Мартин всегда носил белый костюм, Сэм Кинисон предпочитал пальто и большой берет. Теперь на момент предстваь, словно они поменялись одеждой. Понимаешь, к чему это? Одежда говорит о многом. Нравится тебе это или нет, но твой стиль будет выражать что-то, и тебе решать, будет ли твоя одежда работать на тебя, или против.
Как всегда, решение этого вопроса можно найти, подумав о своем образе. Каков он и на что он похож? Какие вещи он говорит со сцены? Он аккуратен? Неопрятен? Обычный? Чувственный? Иногда в ожидании посадки на поезд или самолет, я быстренько пролистываю журналы моды и, думая о своем образе, задаюсь вопросом, мог ли я позволить себе выступать в этих вещах.


Обувь

Как я уже упомянул, обувь практически не имеет значения, если учитывать, с какого ракурса зрители смотрят на сцену. Но обувь должна быть удобной. Я предпочитаю кроссовки.

Штаны

Опять же, они должны быть удобные и комфортные, но они также должны отображать твой образ. Мешковатые штаны? Джинсы? Дорогие брюки? Если мне предстоит ненадолго засветиться в шоу, я беру джинсы, но если я - хедлайнер, то предпочитаю избегать синие джинсы и надеваю черные джинсы или обычные брюки.

Пиджак и галстук

Я никогда их не надеваю на сцену. Никогда. Мне некомфортно, жарко и этот наряд совсем не подходит моему образу. Но многие комики думают: “Я хедлайнер! Нужна бабочка/галстук!”, и, по-моему, это забавно. Если галстук идет твоему образу - здорово, если нет - лучше не надевать. Хороший костюм может дать некоторым зрителям сигнал профессионализма и успешности, но также он имеет ауру серьезности и официальности, что может сработать против тебя, особенно среди молодых. Хотя опять же, может и есть доля истины в старой фразе “Одевайся, как хедлайнер и стань им”.

Рубашка

Это - тот элемент одежды, на который зрители будут смотреть все время. Я считаю, что стоит потратить некоторое время на размышление об этом элементе одежды. С воротником или без? Закатать рукава или оставить? И, конечно, какой цвет и узор выбрать? Каждая мелочь посылает разные сигналы, особенно в нашей одержимой модой культуре.
Как правило, я предпочитаю яркие цвета для баров, потому что там плохое освещение, а я хочу быть уверен, что мое тело и лицо не сливается с комнатой. Я хочу, чтобы на меня было легко смотреть. В клубах я выбираю что-нибудь, что резко контрастирует со стеной за моей спиной. Если я не знаком с интерьером клуба, я беру две рубашки, чтобы иметь возможность выбора. Предпочитаю избегать крайне ярких цветов и узоров, а также рисунков и логотипов, чтобы они не отвлекали внимание от моего лица.


Одежда для девушек

Поскольку мне никогда не приходилось носить платье, я не могу рассказать что-то особо интересное на эту тему, кроме, разве что если ты мужчина и собираешься выйти в платье, будь готов к тому, что зрители растеряются и не смогут ожидать от тебя чего-либо (кроме Мильтона Берла). А если ты девушка, что ж, мои сопереживания, поскольку, по моим скромным представлениям, у девушек с этим все сложнее.
Ты можешь подумать, что быть во всеоружии точно не повредит, но я знаю некоторых девушек, которые целенаправленно занижают свою привлекательность, чтобы девушки в зале не обливались завистью, а парни не отвлекались оттого, что они говорят. Хотя опять же, от некоторых девушек я слышал, что если они одеваются слишком примитивно, к ним относятся, как к лесбиянкам (как бы забавно это ни звучало), и это тоже может быть серьезным отвлекающим фактором. Интересная закономерность - подозрительно мало девушек, которые выглядят “сногшибательно” в общепринятых рамках, выстреливают по-крупному в стендапе. Может быть потому, что их уносит в телевизор или кино, я не знаю.

Солнцезащитные очки

Эта штука смотрится очень интересно на сцене. Загадочно, неформатно, сексуально, да по всякому. Но они закрывают твои глаза. Ты не только выглядишь защищенным, но и теряешь один из важнейших каналов связи со зрителями. Ко всему прочему, очки выглядят ненатурально и наигранно. Так что если хочешь эксперимента - делай, но на свой страх и риск.

Чеклист: одежда

Подводя итог, в одежде и стиле есть пять важных функции, которые я сейчас перечислю. По моему мнению, каждый из них очень важен и на него стоит обратить внимание.

Комфорт

Не жарко ли тебе? Ощущаешь ли ты себя круто? Ничего не жмет или не болтается? Чувствуешь ли ты себя в своей тарелке? Чтобы выступить настолько хорошо, насколько ты можешь, критично важно ощущение комфорта и спокойствия. Все, что ограничивает это должно быть под вопросом.

Функциональность

У тебя есть карманы под все необходимые нужды? Твоя одежда выделяет тебя среди стен кафе или растворяют тебя в ней? Твоя одежда легко мнется, быстро приобретает поношенный вид или вовсе рвется (не очень здорово для жизни в дороге)? Наконец, где проходит вечер? В приемной дорогого отеля? В баре для байкеров? Я очень часто одеваюсь казуально, иногда даже слишком. Как и во всем относительно стендапа, не забывай о том, какова твоя аудитория.

Образ

Твоя одежда вызывает доверие? Она похожа на то, что твой персонаж мог бы носить? Глядя на твой стиль, можно ли сразу подумать о ключевых качествах твоего образа, или же он смотрится неестественно?

Привлекательность

Выглядишь ли ты относительно непривлекательно в своих вещах? Это достаточно странно, но в конце концов, стендап - это про идеи, чувства, воображение и игру, а не про модельный вид, не правда ли? Да… но вообще не повредит выглядеть шикарно. Я не принимаю этот пункт настолько же серьезно, насколько остальные. Если я уверен, что так я выгляжу отлично, но это идет вразрез с образом, я просто не ношу это. Я ищу компромисс между адекватным внешним видом и вещами, которые стал бы носить мой персонаж в жизни.
Говоря о красивой внешности, многие комики считают, что чем лучше ты выглядишь, тем более грязные шутки ты можешь говорить со сцены. И опять же, я считаю, что в этом есть зерно истины. Я часто видел зал, воющий на человека в джинсовой жилетке, который немножко чернил, а через двадцать минут этот зал непринужденно смеялся над комиком в пиджаке и галстуке, исполняющего вещи на несколько порядков жеще. Не могу сказать, что учить успешной подаче самого грязного материала является моей персональной целью, но это может помочь. Сила стиля.

Уникальность

Это еще один хитрый вопрос. Здесь я точно ищу компромиссов. Я помню, как читал книгу Ричарда Белцера, в которой он упоминал комиков, которые целенаправленно выбирают “мой-прикид-это-мои-шуточки” стиль. Я все еще не имею четкой позиции по этому поводу. Если твой внешний вид выглядит фальшиво, принужденно или “слишком старательно”, это не сработает. С другой стороны, если это идет твоему образу (выходить в фартуке, заляпанном кровью) и делает тебя запоминающимся, почему бы и нет?

Комментариев нет:

Отправить комментарий