Жесты вместо слов
Текст – самый злой враг актера.
Санфорд Мейзнер
Огромную роль в ремесле стендапа играют редактирование и оптимизирование – выжимание большой информации в малом виде. Конечно же, ты должен сопровождать свои слова жестами, мимикой, вдыхая жизнь в свои слова настолько, насколько это возможно. Но иногда жестом можно заменять слова или даже целые предложения. Например, ты можешь сказать такой сетап:
“Я шел по улице и увидел рекламу пиццерии, на которой было написано “Пицца от Рико”.”
Но если заменить “на которой было написано” простым жестом руки, как бы указывая на надпись, ты можешь сказать так:
“Я шел по улице и увидел рекламу пиццерии <жест рукой> “Пицца от Рико”.”
Одним жестом руки ты выиграл четыре слова. В стендапе это самое настоящее улучшение.
Магия числа 3
Почти в каждой культуре, в каждой среде и источнике появляется конструкция из трех примеров. Три – это забавно потому, что, предлагая две полярности одной ситуации, также выдается и третья, нестабильная и “неидеальная” грань. Это очень важное число. Одна из причин, по которой эта конструкция так распространена в шутках, заключается в том, что цель комедии – ломать стереотипы, но для начала стереотип нужно описать. Одного примера для этого недостаточно, два позволяют хотя бы предположить о наличии какой-то взаимосвязи. И, так как экономия превыше всего, комики обычно используют только два примера, чтобы разрушить эту взаимосвязь третьим. Группировка информации, особенно средненьких панчлайнов, в группы из трех, является очень эффективным способом передачи информации. Например:
“Быть изгоем для ребенка очень сложно. Когда ребята играли в вышибалы, я играл в кинь мяч (1)/ прогуляйся (2), подбери (3)”
В представлениях ритм из трех панчлайнов играет огромную роль в общем успехе шутки.
Проще – лучше
Никогда не используй сложное слово для описания того, что можно описать простым.
Джордж Оруэлл.
В отличие от тебя, твои зрители не слышали твои шутки тысячи раз. Каждое слово для них – новое, и еще, очень вероятно, они уже выпили. Когда пишешь материал, не стоит забывать о том, что зрители могут быть разных культур и имеют различное эмоциональное и интеллектуальное восприятие.
Как следствие, наиболее эффективный и понятный материал очень прост и четок и не претендует на интеллектуальность или чувственность. Твои шутки не должны иметь входного порога в виде научной степени или знания культурных мемов. Но опять же, материал, который понятен всем очень отличается от материала, который туп и безвкусен. На практике, если твои шутки требуют объяснении, то ты обесцениваешь как себя, так и своих слушателей.
Почти от каждого комика я хоть раз слышал жалобы о том, что они негодуют о непроницательных зрителях. Но несмотря на сложности, которые я испытал на практике, я убежден, что зрители в камедиклабах состоят из людей с самым разнообразным жизненным опытом, своими мечтами, разочарованиями и страхами. И я сам такой же, как и они. Какими бы разными мы ни были, у нас все еще есть много общего, как в жизненном опыте, так и в восприятии мира, и к этому отсылаются самые успешные стендап-выступления. Любые ограничения, которыми ты наделяешь своих слушателей обычно являются ограничениями, которые ты построил в своей голове, как мыслитель и оратор, и не являются чьим-то заговором.
Настоящее испытание, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы написать максимально глупо (это по силам всем!), а в том, чтобы передать абстрактное, необычное и невоображаемое максимально понятным способом. Помни, что процесс упрощения может говорить об образованности и мудрости. Нет ничего сложного в том, чтобы описать сложное и непонятное сложными и непонятными словами. А вот богатое, красноречивое использование обыденного языка является самым настоящим испытанием на авторское мастерство. Красивое использование простых слов, а не просто использование вычурных терминов. Говори, как есть, и делай это доходчиво. Если шутка требует использования сложной терминологии, я умоляю тебя обдумать ее необходимость. Как я где-то слышал: “Если у тебя есть идея, которую нельзя написать на клочке бумаги, скорее всего это ненужная идея”.
Забавные преувеличения.
Комедия очень часто преувеличивает. Перегибы не только удивляют и вовлекают, но и крайне ясно описывают ситуацию. А вовлечение и простота понимания играют ключевую роль в стендапе. Описывая ситуацию или событие, преувеличивай настолько, насколько можешь. Не надо говорить “Я не мог слышать около часа”, когда можешь сказать “Я на целый час оглох!”. Раздвигай пределы, растягивай вещи до точки слома.
Редактура.
Если слово можно выбросить – выбрось.
Джордж Оруэлл.
Жестокая редактура очень важна в труде писателя в целом, но особенно важна в редактуре панчлайнов. Затянешь взрыв шарика на несколько мгновении – уже ничего интересного. Каждый миг между тем, как ты достаешь иголку и взрываешь ей шар отдаляет каждый момент от элемента неожиданности.
И хотя зрители относятся снисходительно к ненужным словам в сетапе, ты все еще должен жестко проверять свои сетапы с учетом ожидания, которое испытают эти зрители. Возвращаясь к параллели с шариком, если ты долго надуваешь огромный шар, зрители будут ждать оглушительного хлопка от взрыва. Если вместо этого шар сдуется, все будут разочарованы. Запомни: чем длиннее сетап, тем сильнее должен быть панчлайн. Уилл Роджерс однажды описал шутку с затянутым сетапом фразой “крыльцо дома красивее самого дома”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий