вторник, 19 апреля 2016 г.

Zen and the Art of Stand-Up Comedy (Chapter Two) - 15

У любой шутки есть жертва?

Смех находят в принижении ближнего своего.
Платон

Я часто думал, что если нет трупа – обычно нет и шутки. Если в шутке нет группы людей, идеи, предположении или соглашении, которые подвергаются сомнению (если сразу не смешиваются с грязью), велики шансы, что это не очень-то и шутка. Каждая шутка нуждается в мишени. Вообще, когда пишешь материал, бывает интересно поспрашивать себя “А кого я этим хочу высмеять?”. Шутки, в которых эта жертву можно явно разглядеть, как и сценарии с четко прописанными персонажами, гораздо лучше шуток, в которых эта жертва замаскирована. Жертвой может выть все, что угодно. Политики, соседние поселения, кто-то из зала, сеть забегаловок, даже сам комик. Часто жертва – это просто популярное мнение о чем-то. Например, если шутить про что-то, о чем каждый думает, что замечал только он (например, “Вы не замечали, что откусанные ногти летают как плохие бумеранги?”), зрители придут к выводу, что об этом думал каждый, и жертвой становится мнение “только я это замечал, я особенный”.

Идеи против Жизненного Опыта

Есть разница между зрителями, которые вкладываются интеллектуально (понимание) и эмоционально (сочувствие), такая же разница есть и между материалом, основанным на идеях и  на повседневных переживаниях.
Шутки про странные мысли, возникающие в твоей больной голове основаны на идеях. Они требуют от публики использовать свое воображение. Шутки про то, как ты ходил в кино или на свадьбу, основаны на повседневном опыте и обращаются к опыту твоих слушателей. Они обращаются к своим личным воспоминаниям об этих общих событиях.
Конечно же, множество комиков используют и сочетают оба этих элемента. Но я считаю, что крайне важно, особенно новичку, понимать различия в этих стилях и различие в том, как эти стили соединяются со зрителями. Обычно материал, обращающийся к повседневности, удается лучше, чем материал, обращающийся к воображению. Лично мне это кажется грустным, но что тут поделать. Я не заставляю не пытаться сыграть в игру фантазии и шутить только про то, как девушки обожают шоппинг, или про прыщавых подростков за кассой бургеркинга. Но перед тем, как выступить, лучше иметь понимание об этих различиях.

Так из чего состоит шутка?

Юмор – это легкомысленное отношение к серьезным темам (Иисуса распяли), или, наоборот, излишняя претенциозность к мелочным вещам (впадать в депрессию из-за потерявшейся пуговицы рубашки), к этому подключаются преувеличения или искажения. Абсолютное большинство шуток включают в себя подачу небольшой порции информации, а затем, еще небольшую порцию, внезапно изменяющую восприятие всей информации в целом. Первую дозу комики называют “сетапом”, вторую – “панчлайном”.

Сетапы и панчлайны

Шутки состоят из двух частей, сетап и панчлайн. Серьезность и внезапность, напряжение и разрядка. Некоторые комики подают это в очень примитивной форме, настолько, что можно предугадать, где будет панчлайн. Некоторые маскируют эту структуру своей подачей или стилем написания, делая все это более незаметным. Но не стоит впадать в заблуждения. Структура сетап+панчлайн – это 99.99% всего, что ты видел или увидишь в комедии и что может сработать в стендапе.

Сетап

Сетап – это информация, которую комик говорит зрителям, чтобы определить действующие лица, вещи, отношение к ним, контекст происходящего. Да, звучит немного абстрагированно. Ладно, представь комика, который достал из кармана разноцветный шар и начинает медленно надувать его. Это и есть сетап. Хорошие сетапы достигают нескольких целей. Они относятся к зрителям и вовлекают его в историю, привлекая их интерес и внимание. Они серьезны, заостряют внимание и возбуждают фантазию. И главное, хороший сетап создает элемент (иногда даже элементище) напряжения в зале. Все так же, как и с шариком. Это сетап.

Панчлайн

Панчлайн – это финальная часть информации, внезапно изменяющая смысл всей предыдущей информации. Возвращаясь к шару, если надуть шар – это сетап, то достать иголку и лопнуть его – это панчлайн. Хороший панчлайн – это не про серьезность и вовлечение. Это неожиданность, ироничность, краткость, простор для фантазии. Панчлайн не хлопает зрителя по плечу, скорее пришибает его спину лопатой (только эту лопату надо очень вежливо держать). Эффективный панчлайн, чаще всего – одно предложение, максимально короткое, резко изменяющее смысл, направление, дух, значение шутки, дает внезапный повод разрядить накопленное напряжение. Собственно, как и взрыв шарика.

Тэги

Да, я сказал, что шутки состоят из двух частей, и, поверьте, это так. Но есть и третья часть, особенно часто ее используют профессионалы. Она называется “тэгом”. Тэг – это короткая фраза-комментарии после того, как зрители посмеялись над панчлайном. Она не сильно отличается от панчлайна, тоже порция информации, которая соотносится с предыдущей.

“Щелчок”

На мой взгляд, именно это – секрет успеха. Хорошие шутки имеют как минимум один ярко выраженный момент, обычно в конце панчлайна, когда вся информация, которую зритель воспринял, соединяется в одну цельную картину. Я думаю об этом моменте, как о щелчке, который возникает при соединении всех механизмов воедино. Простым языком, чем неожиданнее и проще панчлайн, чем громче этот щелчок, тем громче смех. Как и множество новичков, я написал много вещей, которые считал шутками, но какими бы восхитительными, мудрыми и хитрыми они ни были, в них не хватало этого четкого элемента, который собирает все воедино.
Отнесись к этому моменту, как к удивительной, острой смене направления потока информации, по которому комик ведет своих зрителей. До этого момента он говорит просто, прямолинейно. Ничего необычного. Но с этим щелчком вся эта прямота внезапно была совсем не прямой, внезапно появляется угол. И вот этот самый четкий и заметный угол и вызывает смех.

Еще чуть-чуть теории

Идеально, если панчлайны не только максимально коротки, но и их идея не должна вызывать внимание вплоть до самого последнего слова в шутке. Это один из самых естественных способов усилить неожиданность. Если идея панчлайна понятна в середине предложения, его остаток придется говорить в смеющуюся аудиторию. Это почти всегда ослабляет смех, и этого нужно избегать любой ценой. Не позволяя людям засмеяться раньше, чем обычно, ты также увеличиваешь шансы того, что все синхронно поймут шутку. Это тоже серьезно усиливает смех.

Правило “без повторения”

Когда я работаю над новой шуткой, я всегда держу в голове это правило. Суть проста. В сетапе избегай использовать любые важные слова, которые будут в панчлайне. Другими словами, не повторяйся.
Пример.
Я взял себе один из шлемов / знаете / большие белые горшки с креплениями / само собой я выгляжу в нем, как идиот / но, вынужден признать, они чертовски удобные / так что думаю докупить для полного набора велосипед.
(Слэши – короткие паузы, чтобы зрители усвоили полученную информацию)
Когда я написал первый вариант этой шутки, я написал “велосипедный шлем”, но так как мне “велосипед” нужен в панчлайне, я оставил просто “шлем”. Повторение слов словно выбивает панчлайну зубы. Так в сетапе я создал впечатление, что у меня есть на чем кататься и избежал повторов.





Комментариев нет:

Отправить комментарий