четверг, 21 апреля 2016 г.

Zen and the Art of Stand-Up Comedy (Chapter Two) - 16

Уточняй (но не перебарщивай)
Когда я рассказываю шутки, я иногда представляю, как рисую картину в мыслях зрителей.
Стивен Райт
В процессе работы над шуткой стоит избегать грубых обобщении. Не надо говорить “фрукт”, когда можно сказать “яблоко”. Крепкий, сильный, хороший текст вызывает один и только один образ у каждого. Вся аудитория по отдельности представляет себе одни и те же картины.  Когда ты говоришь “фрукт”, часть будет думать о нескольких разных фруктах, часть не сможет надумать ничего особенного, и все это значительно уменьшает эмоциональную вовлеченность. Когда ты говоришь “яблоко”, у всех есть четкая картина.
Но слишком четко – тоже плохо. Если ты скажешь “одно из таких красных яблок со стебельком и все в пятнах”, возможно, ты не только перебрал с количеством слов, но и вместо вовлечения просто помешал воображению слушателя, “раздразил” его фантазию. Состояние и цвет яблока так необходимо? Серьезно? Идеально, если твой текст – ясное, простое и яркое приглашение пофантазировать на определенные вещи, не на общие. Избегай использовать столько уточнении, что это ограничивает фантазию, а не поощряет.
Экспромт против Подготовленного.
Я видел много шоу, в которых у комиков был сильный и разный материал, но самый сильный смех вызвал комментарий о лысом парне из зала, или грубиянке из первого ряда. Не стоит этому удивляться. Не столько потому, что, по распространенному мнению, комедия – это про унижения. Скорее потому, что шутка произошла резко, внезапно, прямо здесь и сейчас. Скорее даже так: Здесь и Сейчас, и все были свидетелями этому чуду. Но абсолютное большинство материала, который пишут стендап-комики – не о том, что Здесь и Сейчас. Даже наоборот, это про собаку, детство, походы в банк. Вещи, которые случились не здесь и не сейчас, которые ты пытаешься воссоздать. Но есть несколько советов, которые скрасят это и сделают это все более живым и настоящим.
Это случилось с тобой.
Вместо того, чтобы говорить о том, что случилось с твоими друзьями, соседями, кем-то из новостей, во всех возможных случаях пиши так, словно это произошло с тобой. В конце концов, ты стоишь на сцене, и волноваться о тебе должны. И помнишь, если зрителям плевать – они не засмеются. Ты – главный посредник между твоими шутками и их вниманием, поэтому сделай все, что в твоих силах, чтобы шутить про себя.
Это случилось вчера.
Гораздо проще сопереживать тому, что случилось совсем недавно, чем тому, что случилось шесть лет назад. Так что также, как и я прошу писать про себя, я прошу писать о том, что “произошло буквально только что”. Помни, твоя задача, как комика – оживлять прошлое, говорить о произошедших вещах так, словно они произошли ТОЛЬКО ЧТО. Это сложно, даже не упоминая о том, как сложно рассказать о том, что произошло лет десять назад. Также, чтобы шутка сработала, она должна быть реальной для зрителей, а для этого сначала реальной для тебя самого. Тебе будет проще писать реалистичные шутки о всяком, если всякое произошло вчера, позавчера или на неделе.
Не задавай вопросы.
У всех правил есть исключения, но, на мой взгляд, стоит избегать шуток в вопросительной форме. “Вы когда-нибудь замечали, что...?”, “Почему каждый раз, когда я иду в продуктовый…?”. Одна или две в таком духе – это нормально. Я видел комиков, которые успешно делали очередь быстрых забавных вопросов. Но в общем вопросов стоит избегать, потому что, помимо того, что они часто риторические, они звучат так, словно ты о чем-то спрашиваешь зрителей. И как я уже обсуждал, комик должен стараться выглядеть так, словно ему ничего не нужно от зрителей (кроме разве что внимания). Так они смогут расслабиться, быть собой и посмеяться.
Избегай списков.
По какой-то непонятной причине, множество новичков пишут шутки в виде списка. Один сетап, сопровождающийся перечнем разных панчлайнов.
“Знаете, чуваки, я тут заметил, есть только четыре вида людей, работающих в фаст-фуде.”
Может это происходит потому, что неопытным сложно выбрать лучшее, и они выбирают все сразу. Или они так дорожат затраченным трудом, что не могут не использовать все его результаты. Не знаю. Но знаю, что списков стоит избегать.
Все потому, что когда ты начинаешь что-то перечислять, зритель моментально обрубает идею того, что твоя речь спонтанна. Внезапно ты делаешь “шутку”, и это может настроить зрителей против тебя. Еще, когда ты даешь перечень, они не будут смеяться над этим так, словно это было последним словом, которое ты скажешь на эту тему. Ты явно даешь им знать, что впереди будет еще что-то, и они словно оставляют часть смеха на потом.
Один из способов избежать списка – это замаскировать его, чтобы не позволить публике предсказать дальнейшие пункты. Вместо того, чтобы использовать “Я понял, это или… или…”, что сигнализирует об отдельных частях шутки, ты можешь сказать “Я понял, это… .” и панчлайн. А потом  “Или…” и другой панчлайн. Так ты спрятал второй панчлайн.
Хотя можно работать и сразу с несколькими панчлайнами, я считаю гораздо лучшей идеей выбрать поэкспериментировать и остановиться на одном из своих самых понравившихся. Как вариант, можно переписать остальные до тэгов, но потом лучше переходить к следующей шутке.




Комментариев нет:

Отправить комментарий